Александр Пушкин даже сегодня, когда с момента его смерти прошло почти сто восемьдесят лет, или шесть поколений – остаётся весьма и весьма актуальным. Сами названия его основных стихов для каждого сколько-нибудь образованного и культурного человека символичны.

Попытаемся определить самый маленький стих Пушкина, хотя выяснять это, по большому счёту, бесполезно. Ведь в каждом из них сокрыты глубокие смыслы… Разберём для доказательства этого утверждения несколько сравнительно коротких пушкинских произведений.

А.С. Пушкин

«Эхо»

Вот, например, «Эхо». Сначала приводится ряд примеров, когда то самое эхо может услышать. Показывается, как оно одинаково воспроизводит голоса животных и музыкальные инструменты, человеческую речь и грохот необузданных погодных явлений. Но дальше куда интереснее… Показывается, что самому эху, этому «универсальному отвечателю», по сути, ответа-то и нет!

Но даже и это ещё не всё – говорится прямо «таков и ты, поэт». Очевидно, что в данном случае обращение к образу эха служит исключительно в качестве иллюстрации того, что поэтические призывы и мотивы как бы повисают в воздухе, что они мало кем востребованы.

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

«Узник»

А вот перед нами другое стихотворение: «Узник». Начинается оно на минорной ноте, с упоминания какого-то «орла», запертого за тюремной решёткой. А снаружи – летают вольные птицы, которые могут делать вообще всё, что угодно. Запертому же от их вида только тоскливее и грустнее становится. Ведь так тяжело осознавать, что где-то есть нечто другое, более свободное и продвинутое, более счастливое попросту…

Ясно, что здесь преломились тяжкие думы самого Александра Сергеевича по поводу собственного бытия. Это, между прочим, начисто рушит миф о «имперском поэте, обласканном самодержавием», который сейчас часто повторяют.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

«Еще дуют холодные ветры»

Немало коротких стихов Пушкина посвящено природе. Например, «Ещё дуют холодные ветры» красочно и ёмко запечатлело трудноуловимый момент перехода от зимы к началу весны. «Утренние морозы» соседствуют с «первыми цветочками, распустившимся на проталинах».

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

«Цветок»

Или «Цветок». Вид иссохшего, оставленного давным-давно в книге цветка вызывает у героя стихотворения волнительные вопросы: он мысленно возвращается в летние жаркие дни, пытаясь угадать, откуда этот цветок взялся, какая человеческая история таится за его появлением. Вот так, плавно и грациозно, переходит поэт от одного сюжета к другому.

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Понравилась статья? Поделитесь!

Поделитесь вашим мнением

Please enter your comment!
Please enter your name here